О таких понятиях, как добро, справедливость, достоинство, честь, совесть, извечно идут споры. Давайте и мы поговорим о них. И хоть у каждого из нас есть свое мнение на этот счет, попробуем прийти к общему.
Все дело в том, что представления о добре и зле объективно носят конкретно-историческое содержание, а в сегодняшней ситуации — крайне персонифицированы. Например, в далеком прошлом кровная месть считалась добром, в современной цивилизации — злом, а кое-кто, признавая ее злом, все равно клянется отомстить за смерть, пусть и случайную, родного человека, выбрав жертву в семье виновного, несмотря на то, что законом это делать запрещено.
Добро — это этическая категория для обозначения всего положительного и прогрессивного в моральном сознании и реальном поведении людей. Это — лучшие качества личности; благородные Мотивы и цели; гуманные средства их достижения; общепринятые нормы и принципы поступков людей; передовые кодексы морали; прогрессивные идеалы общества и личности; высоконравственные отношения, полезная деятельность человека, партий, движений. Причем социальным критерием является соответствие всего этого прогрессивным и гуманным тенденциям в общественной жизни. Зло — все, что связано с социальным регрессом и аморальным в жизни, деградацией личности и ущербностью ее мышления.
Добро и зло чаще всего соседствуют, представляют собой две противоположности одного и того же явления. Смерть — зло, но, согласно логике нашего бытия, она — продолжение жизни в иных формах и ином измерении... Болезнь — абсолютное зло, но без нее порой не понять радости жизни, ценности здоровья. И так — во всем. Означает ли это, что невозможно объективно установить критерии добра? Нет, не означает.
Добро чаще всего ассоциируется с полезностью, практи ческой целесообразностью, благом для людей. В древности низкий уровень развития производства и самого человека, бессилие его перед грозными явлениями природы, суровые условия жизни порождали страх, суеве рия, суровые обычаи: жертвоприношения, умерщвление сла бых и больных и т. д.
Изучая опыт предшествующих поколений, сравнивая настоящее с прошлым и заглядывая в будущее, анализируя общественную практику и личные наблюдения, руководству ясь здравым смыслом и личными представлениями о нрав ственном, люди практически, по-житейски устанавливают, что является добрым, полезным, а что — плохим и вредным для них, то есть ненужным злом. Есть и общечеловеческие представления о добре: здоровье личности и общества, бла госостояние и обеспеченность людей, мирный труд, добро соседство, нормальные условия для учебы и самореализа ции молодежи, любовь, дружба, благотворительность, по мощь в борьбе со стихийными бедствиями, эпидемиями и т. д. Позитивно оцениваются гуманные идеи, благородные по мыслы, движения души, но еще выше — конкретные дела. Вряд ли получит моральное одобрение большинства благо родных людей мира помпезность богатых наследников на фоне нищеты и голода масс в годы засухи и мора скота. То, что даже и законно, не всегда морально в конкретной ситу ации.
В нашей сегодняшней жизни немало проявлений зла: пьянство, бытовая распущенность, наркомания, проституция, бандитизм, рэкет, обогащение незаконным путем, нравственное бескультурье, неуважительное отношение к старшим, сквернословие и т. д. Бороться с проявлениями зла — значит способствовать утверждению добра. Путь к добру известен: учеба, труд, уважение человеческой личности, миролюбие, нравственная порядочность.
Доброта — необходимое качество человека, но она не означает мягкотелости, уступчивости пошлости и подлости других. Добрый и «добренький» (чаще всего за счет ближних) — разные люди. Конечно, можно однажды простить оступившемуся человеку, но нельзя же прощать ему бесконечно в ущерб себе и другим честным людям. В конце концов каждый отвечает за выбор своего жизнен ного пути.
«Если молодой человек, — писал известный педагог В. А. Сухомлинский, — один раз возмутился злом, которое увидел в жизни, выразил свое презрение, непримиримость, он должен десять раз сделать добро, утвердить в жизни добро своими поступками. Если это правило забывается, человек может вырасти болтуном, демагогом, «обличителем», который ничего не делает для торжества добра».
Итак, добро — это все хорошее, морально положитель ное в мыслях, чувствах и отношениях людей, содействующее духовному возвышению личности и общества. Зло — это все плохое, морально низменное, подлежащее искоренению.