Чудо переходящих одно в другое
состояний, это чудо превращения вялой гусеницы, тупой куколки
в нежно-прекрасную бабочку, глубоко трогало человека, стало для него
подобием собственных душевных превращений, подарило ему надежду на то, что
когда-нибудь он оторвется от земли и поднимется в озарённые
светом сферы вечности
Э. Эппли
Бабочка — символ души, бессмертия, возрождения
и воскресения, способности к превращениям, к трансформации, так
как это крылатое небесное существо появляется на свет, преображаясь
из мирской гусеницы.
Бабочка считается символом Великой Богини (Великой Матери,
Magna Mater). Образ Великой Богини восходит к древнейшим временам истории
человечества, к палеолиту. Это верховное божество олицетворяло
одновременно небо и землю, жизнь и смерть. С Великой Богиней
ассоциировались птицы и летающие насекомые. Одним из насекомых,
представлявших богиню, и была бабочка. Отсюда поверья о том, что
ведьмы могут превращаться в бабочек, что бабочки способствуют зачатию
и предвещают войну (например, римляне называли бабочку feralis-
«свирепая»), что бабочки — это души умерших.
Кроме того, во многих культурах бабочка символизирует
преходящий характер радости.
В Китае это крылатое существо обозначает
бессмертие, досуг в изобилии, радость и лето. Изображенная
со сливой бабочка символизирует долгожительство и красоту,
с хризантемой — красоту в старости, с пером —
долголетие.
Образ бабочки встречается в даосских притчах
. Так философ Чжуан-цзы однажды во сне увидел себя бабочкой. Проснувшись,
он не мог понять: Чжуан-цзы видел во сне, что он — бабочка,
или бабочке теперь снится, что она -Чжуан-цзы?
Другая история, рассказанная Чжуан-цзы, повествует о том
как молодой ученый, гоняясь за красивой бабочкой, нечаянно вторгся
в частные владения отставного судьи и, увидев его дочь, был настолько
заворожен ее чарами, что решил упорно трудиться и попытаться получить
ее в жены. В этом он преуспел и поднялся
до высокого чина. Здесь бабочка — это знак супружеского счастья, можно
сказать, китайский Купидон.
У японцев бабочка символизирует молодую
женщину, а порхающие одна вокруг другой бабочки означают семейное счастье.
Белая бабочка — дух умершего.
В Древней Мексике бабочка относилась
к атрибутам бога растительности, весны и любви, «Принца цветов»
Шочипильи. Кроме того, она была связана с Солнцем и являлась символом
колышащегося огня. Обрубленная каменными ножами (итцли) бабочка — это
богиня Ицпапалотль, «Обсидиановая бабочка», ночной дух пламенеющих звезд
и вместе с тем — символ душ женщин, умерших при родах.
Древние греки считали бабочку символом
бессмертия души. Психея, имя которой значит «душа», представлялась в виде
девушки с крыльями бабочки.
В христианстве стадии развития бабочки
олицетворяют жизнь, смерть и воскресение, поэтому бабочка иногда
изображается в руке младенца Христа, что символизирует возрождение
и воскресение души. На картинах, изображающих жизнь в раю, такие
крылья имеет душа, которую Творец помещает в тело Адама.
В германо-скандинавской мифологии эльфы,
духи воздуха, изображались в виде красивых маленьких человечков
с крыльями бабочки.
У славян с бабочкой связываются
прежде всего представления о душе. В народе зачастую говорят
о бабочке как о душе умершего или предвестнице смерти, а иногда
и образе смерти.