Распространенный и многозначный символ
в китайской, японской, индийской и египетской традициях. Лотос — это образ
истока мира, производительной силы, развертывания бытия, он выступает в качестве
символа возрождения, красоты, жизни, счастья, чистоты и духовности. На Востоке в образе
этого цветка подчеркивается его динамический аспект, связанный с раскрытием
потенциальных возможностей бытия (символизируемых распусканием цветка на
поверхности вод), в отличие от европейской розы — олицетворения статичного
центра. Строение лотоса отражает взаимодействие мужского и женского начала,
поэтому он связывается с плодородием и зарождением новой жизни. Можно проследить связь между лотосом и окружностью как символом
видимого мира. Лотос наделялся сакральным значением в Китае (как
олицетворение плодородия и одновременно чистоты): духу лотоса воскуряли
благовония с целью изгнания злых сил, на западе мира, согласно
легендам, помещался так называемый лотосовый рай. В даосизме лотос
выступает аналогом мирового древа, связывающего три уровня мироздания:
он растет из ила, его стебель находится в воде, а цветок обращен к
небу. Также лотос символизирует и эволюцию человека. Он выражает
единство ян и инь и в качестве такового воспринимается как символ дао.
Лотос в индийской культуре олицетворяет богиню-мать и соотносится с йони,
женским детородным органом (падма-лотос — символ йони в тантризме). Богиня
плодородия изображалась с лотосом в волосах; позднее эта деталь распространилась
и на другие женские божества, которые получили название «лотосовых богинь». В
целом этот цветок выступает как символ творческой силы: образ космического
лотоса рассматривается как формирующий принцип мироздания, как исток творения. «Тысячелепестковый
золотой лотос», выросший из пупка Вишну, образует все элементы мира; он
символизирует вселенную, возникающую из центральной точки. Это также космическое
лоно, из которого рождаются боги. Нередко индуистские божества изображаются
сидящими на лотосе либо держащими его.
В буддизме возникло представление о начальной стадии мира, когда он был «золотым
лотосом»; сам лотос является символом творческой силы, чистоты, чудесного
рождения, духовного просветления и сострадания. Мифическая супруга Будды,
Праджня-парамита («совершенная мудрость») изображается с цветком лотоса в руках.
В качестве сакрального символа индуизма и буддизма рассматривается так
называемая «лотосовая формула» «Ом мани падме хум». Образ лотоса в Индии может
наделяться, в связи с его общим значением, функциями мандалы; также он является
частью государственного герба этой страны.
В Египте этот цветок ассоциировался с представлениями о плодородии и
производительной силе, о смерти и воскресении. Он связывался с Нилом и с
солнцем; а также служил троном для верховных божеств и потому нередко
символизировал высшую власть. Лотос стал эмблемой Верхнего Египта, тогда как
папирус — Нижнего Египта. Образы закрытого и раскрытого бутона цветка легли в
основу двух типов капителей египетских колонн, Египетский голубой лотос цветет
днем и закрывается к ночи, он стал символом рассвета, пробуждения от сна; его
клали в гробницы, чтобы мертвые проснулись на том свете. Белый лотос днем закрыт
и распускается только к ночи; он стал символом сна. Египтяне считали, что плоды
белого лотоса дают забвение и блаженство. Впоследствии символика лотоса
распространилась из Египта в Грецию; так, например, у Гомера нашел отражение
сюжет о лотофагах — поедателях лотоса, остров которых посетил Одиссей: вкусив
лотоса, его спутники захотели навсегда остаться на острове.