Я хочу построить памятник, понятный всем и во все времена!» - сказал когда-то Карлис Зале.
Рассматривая в предыдущей статье группы фигур и смысловую
взаимосвязанность их в комплексе Памятника Свободы, я обратил внимание
на некоторую цифровую закономерность. Часто фигурировало число три. Это
три звезды в руках Милды, по три фигуры на западной и восточной
сторонах, а так же в угловых композициях. На северной и южной сторонах
по две фигуры, но там симметричным расположением с каждой стороны
памятника выделяются конский череп и медвежья лапа. С ними вместе
получается так же по три фигуры.
Таким образом в двух верхних ярусах постамента образуются два раза по двенадцать фигур. * Смотрите ссылку в конце текста.
Поэтому, ради любопытства решил сосчитать количество людей изображенных
на фреске слева от входа на ступеньки памятника. Сначала меня удивило,
что их оказалось только одиннадцать. Как я ни вглядывался, не смог
найти еще одного. На фреске с противоположной стороны ступеней их было
ровно двенадцать.
На левой мужчины и женщины в национальных одеждах (праздник Песни), на
правой военные - шесть пар. Так же на двух других уровнях памятника
присутствует по 12 фигур. Это четыре угловых группы по три фигуры в
каждой. И четыре верхних группы, так же по три фигуры (здесь за
активные элементы я принял с одной стороны медвежью лапу, с другой -
конский череп). На фото хорошо видна попарная симметричность этих
скульптурных групп. Например: с одной стороны лапа, а с другой - череп;
или стоящий Лачплесис и упирающийся медведь, а с противоположной
стороны стоящий волхв и коленопреклоненный ученик. В двух других
группах симметрично расположены: фигура в центре и две фигуры побокам,
или арки за этими фигурами. См. фото.
Кубизм, которым Карлис Зале был увлечен в свое время, при всем желании
не притянешь для объяснения расположения фигур по всем сторонам света.
Здесь присутствует символизм древних традиций и восточная философия и
эзотерика. На четыре стороны люди обращались раньше и сейчас с
приветствием, с благодарностью, с просьбой. А так же посылали на все
четыре стороны.
Как я уже говорил в первой статье, квадрат - это символ вселенной,
мироздания, и, в подтверждение этого, является основным стержнем всего
архитектурного комплекса, от основания памятника, до ног самой Милды.
Это же подтверждает, казалось бы на первый взгляд столь не значительная
деталь, как пустота в основании и в стелле памятника. И лестница в
стелле, ведущая к маленькой смотровой площадке, находящейся в чашечке
лотоса. Лестница - это путь, связующий небо и землю. Вот и
подтверждение символики двух арок-дверей, находящихся за спинами трех
фигур, рвущих цепи, и трех фигур с противоположной стороны памятника.
Своего рода, вход в Царствие Небесное.
Вернемся к началу. Итак, 11 фигур слева от входа на ступеньки и 12
фигур справа. Думаю это не случайность. Складываем 1 + 1 и 1 + 2,
получаем 2 и 3. Здесь и дуальность мужского и женского начал, и
триединство, и символы большой и малой колесниц, длинного и короткого
пути в буддизме...
Число три: Синтез, обновление, решение, созидание,
творческий потенциал, многосторонность, всеведение, рождение и рост –
одно из самых положительных чисел-эмблем не только в символике, но и в
религиозной мысли, мифологии, легендах и сказках, где примета «третий
раз – удачный» имеет очень древние корни. Христианская доктрина Троицы
(Триединого Бога), которая позволила соединить в едином Боге Отца, Сына
и Святого Духа, является примером того, как число три может заменять
число один при обозначении более многопланового и мощного союза. http://znaki.chebnet.com/s10.php?id=1152
На фреске "Схватка с казаками" можно насчитать: 5 людей, конь, рука и
шапка (примем коня, руку и шапку за три предполагаемые фигуры). Итого
8. Кнут в руке казака и знамя считать не будем. Симметрично на
противоположной стороне на фреске "Бой с бермонтовцами" изображены 9
человек (о двух из девяти можно судить по каскам) и мелкие фрагменты.
Затем 12 угловых фигур и 12 верхнего яруса. 12 в древней астрономии, астрологии и хронологии –
основное число, символизирующее пространство и время, поэтому оно имеет
большое значение, особенно в иудейской и христианской традициях, где
двенадцать было числом избранных. Оно представляет организацию космоса,
зоны небесного влияния и общепринятый цикл времени (двенадцать
календарных месяцев, двенадцать часов дня и ночи, двенадцать
двенадцатилетних циклов в Китае). http://znaki.chebnet.com/s10.php?id=844
Складываем все (11+12+8+9+12+12) и получаем 64. Это ключевое число в
системе и-дзин, в шахматах (8 на 8 белых и черных клеток). И то и
другое использовалось для предсказаний судьбы или проигрывания, скажем,
политических ситуаций, дворцовых интриг, исторических событий (история
шахмат).
Ну и если уж окончательно убедить вас в том, что автор этой статьи
вконец сбрендил, то и лепестков наверху в чашечке лотоса оказалось: в
верхнем ряду 64 и в нижнем 44. Случайность? Наверное...
Давайте сложим эти два числа. 64+44=108.
В буддизме, индуизме число 108 является священным числом (колличество
бусин в четках, 108 млн. богов в индуизме, 108 ступеней в лестнице
духовного пути, число ритуальных обходов вокруг священной горы Кайлас,
108 пороков и 108 путей освобождения...).
Так, при некотором знакомстве с символикой, и в нашем случае,
рассматривая барельефы, можно прочесть ту или иную информацию.
Скажем, совсем уж очевидно: первое, главное, и это стержень мироздания
- это единство народов. Об этом говорит все в памятнике - симметрия
всех построений, Роза Ветров или направлений по сторонам света, принцип
Золотого сечения во всех построениях...
Как результат умножения двух символически мощных чисел – три и четыре, оно символизирует союз духовной и временной сфер. http://znaki.chebnet.com/s10.php?id=844
А о чем говорит наличие плащей у всех фигур? Перехлест плащей у групп
верхнего уровня, охватывающий весь памятник по периметру? Непорванные
цепи склонивших в почтении головы трех мужей на Восток, где всегда с
уважением относились к старикам? И, вконец, совсем уж 'незаметное'
присутствие в угловых группах и в южной учителя, волхва, покровителя
или божества?
О преемственности и глубокой взаимосвязи поколений. Духовный фундамент
любого государства - это его старики - приближающиеся к Богу. Носители
мудрости, любви, традиций, культуры, памяти предыдущих поколений. И
дети, так же еще помнящие о Боге, и дарующие нам чистую любовь,
привязанность и ласку. Без заботы о тех и других у государства нет
будущего.
Далее - четыре угловые скульптурные группы говорят, что необходимо
развивать в государстве для его благополучия - это сельское хозяйство,
рыболовство, промышленность, ремесленничество, образование, науку,
медицину, воинское искуство. Почему воинское искуство? Да просто
потому, что из юнош должны вырастать мужчины. И это ни коим образом не
имеет отношения к агрессии, а, именно, к образованию и культуре.
Затем, композиции верхнего яруса говорят об активной миросозидающей и
объединяющей позиции государства в отношениях с соседями и мировым
сообществом, через культурное, творческое, образовательное, духовное
развитие. Это те же плащи, объединившие эти группы, расположенные на
четыре стороны света, как бы обращаясь ко всему человечеству. Это лира
в руке у волхва - символ творчества и единства.
Сама же Милда со звездами в вытянутых к небу руках, с золотым пояском
на стройной талии, с плащем на хрупких плечиках, стоит в чашечке лотоса
на дуге Ра. Дарует нам свое божественное покровительство, говорит нам о
Едином во всем, благословляет на любовь в этом мире и к этому миру.
Разделение Монады на два полярных понятия. Если 1 -
это Небесный Отец, то 2 - это Мать Земля. В связи с этим, Дуада
получила следующие символические имена: покровительница плодородия и
материнства Исида, богиня любви и материальной природы Венера,
производительница земных сил Церера, богиня двурогой луны и
растительности Диана, муза любви и секса Эрато, хранительница брака
Юнона, богиня земли Майя и т.д. http://znaki.chebnet.com/s10.php?id=624
Надеюсь не очень загрузил политизированием? Но иногда через творения
художников, поэтов, музыкантов, писателей, скульпторов с нами беседуют
боги.
Замечательные слова сказал на открытии Памятника Свободы 18 ноября 1935 года президент Латвии Албертс Квиесис:
... народ живёт не только материальными заботами. ... памятник
свидетельствует о нашей способности заботиться и о духовных ценностях.
Венец Памятника свободы, стремящийся к солнцу, звёздам и небесам,
напоминает о духовных потребностях нашего народа, о духовной пище,
которая необходима каждому индивиду и целому народу. Народ не живёт
только хлебом. Без сомнения, мы хотим создать такое государство, где
хлеба будет хватать каждому. Нам нужно много трудиться, чтобы в нашей
стране восторжествовали справедливость, благополучие, чтобы каждый
ребёнок, родившийся на этой земле, мог смотреть в будущее с
уверенностью, что в своей жизни он сможет добиться всего, что Лайма
положила ему в колыбель в качестве подарков.
• * Ссылка:
Часто местные собирательные и личные имена "богов" - Посвященных -
переходили вместе с Наукой от одного народа к другому, создавая
совпадения в мифологическом символизме. Как, например, имя Геркулес.
Римляне звали его Геркулесом, греки - Гераклом. К грекам он "пришел"
заодно со своими подвигами из Египта, а в Египет еще раньше перекочевал
из Индии. Диодор Сицилийский (90-21 до н.э.), древнегреческий историк
писал о нем: "Геркулес родился среди индийцев и, подобно грекам, они
наделяют его палицей и львиной шкурой".
Геродот, рассуждая об исторических корнях Геркулеса, сообщает: "О
греческом Геркулесе я нигде в Египте не мог добыть каких-либо сведений:
... Египет никогда не заимствовал этого имени у греков. ... Геркулес,
... как они [жрецы Египта] утверждают, является одним из двенадцати
великих Богов".
Так Геркулес-Геракл, совершивший двенадцать подвигов, оказывается одним из двенадцати богов.
Один из двенадцати сам включает в себя двенадцать элементов. Это уже
как будто прозрачный намек на двенадцатеричные сферы-циклы, входящие
одна в другую. И такой переход от человека к пространству и времени не
будет надуманным. < Мальцев С. А., 2003 >
В символизме Посвященных, где малое отражает большое, общие имена и
термины обозначают схожие элементы, относящиеся к разным космическим
уровням - от человека до звезд. Как, например, макушка планеты и
макушка человека могут быть названы Теменем. А могут и то, и другое
называться Верхним Полюсом. И оба названия - и Темя, и Верхний Полюс -
будут правильны и точны в своем сравнении, отражая суть явления.
Поэтому Геракл с двенадцатью подвигами может обозначать как реального
исторического героя, жившего в определенную эпоху, так и нечто более
глобальное.
Например, космический цикл прохождения Солнца через 12 знаков Зодиака -
цикл жизни героя по имени Солнце, совершающего 12
продвижений-"подвигов" на своем пути. Все зависит от того, какой
уровень мы рассматриваем, так же, как в случае с Сатаной.
Если мы приложим к этому сопоставлению Геракла и Зодиака главную идею
астрологии о влиянии циклов планет и звезд на судьбу человека, то такая
сложная мешанина героев, богов и созвездий перед нашим взором
выстроится в четкий космический механизм, в котором все явления-объекты
проходят через одни двенадцатеричные циклы жизни. Каждым из двенадцати
периодов духовного пути человека руководит соответствующая планета, а
той, в свою очередь, - соответствующее созвездие. И получается, что
наша жизнь, находящаяся под влиянием сложного движения небесных тел,
"записана в небесах".
А можно сказать, что жизнь небес записана в нас, поскольку пути звезд и
наши пути четко скоординированы. А еще логичнее заключить, что жизнь и
наша, и "небесная" записаны в неких общих космических законах,
руководящих всем движением и развитием мира - в нотах шкалы мировой
энергии и в их музыкальных взаимодействиях, в Музыке Сфер.
Символизм Геракла дает ключ к двенадцатеричности, заключенной одна в
другой. Он один из двенадцати богов и сам совершает двенадцать
подвигов. С другой стороны, двенадцатеричность космической гаммы - это
та же семеричность, если не брать во внимание "промежуточные"
ноты-элементы мировой энергии (они на клавиатуре рояля черные, как бы в
тени). Поэтому, наряду с двенадцатью "племенами Израиля",
символизирующими 12 знаков Зодиака, Библия уделяет место и числу семь:
"Премудрость построила себе дом,
Вытесала семь столбов своих".
И большинство богов в мифах имеют в своем символизме семеричность. Енох
в легендах - седьмой патриарх. Патриархов Индии, называемых в Ведах
общим именем Риши, семь. Лира бога Солнца и Красоты Аполлона -
семиструнная.
А получил Аполлон эту лиру от другого бога, бога мудрости, искусств и
науки Гермеса. Так через семиструнную лиру и бога красоты мы подходим к
науке Гермеса, изучающей проявление этих законов семеричности на всех
уровнях жизни.
Фрагмент из книги Сергея Мальцева "Невидимая битва".
«Я хочу построить памятник, понятный всем и во все времена!» - сказал когда-то Карлис Зале.
Не сотвори себе кумира.
Спасибо за помощь в работе над этим материалом
моим друзьям Виктору, Юрию и Григорию.