Часть 1 - отличительные свойства гордыни
Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак Сирин в
своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто
молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя,
тот выше сподобившегося видеть ангелов». Вот к этому познанию самого
себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке. И
гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить - высокомерие,
надменность, чванство, - все это разные виды одного основного явления -
«обращенности на себя». Из всех этих слов наиболее твердым смыслом
отличаются два: тщеславие и гордость; они, по «Лествице», как отрок и
муж, как зерно и хлеб, как начало и конец.
|
И. Крамской . Незнакомка |
Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков,
жажда похвал, искание легких путей, непрерываное ориентирование на
других - что они скажут? как это покажется? что подумают? Тщеславие
издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми,
легкомысленных - серьезными, рассеянных - сосредоточенными, обжорливых
- воздержанными, и т.д. - все это, пока есть зрители. Той же
ориентировкой на зрителя объясняется грех самооправдания, который часто
вкрадывается незаметно даже в нашу исповедь: «грешен как и все.....
только мелкие грехи..... никого не убил, не украл».
Бес тщеславия радуется, говорит преп. Иоанн Лествичник, видя
умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи
для тщеславия. «Когда я храню пост, я тщеславюсь; когда же, для утаения
подвига моего, скрываю его - тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я
красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду,
тщеславлюсь еще больше. Говорить-ли стану - тщеславием обладаюсь,
соблюдаю молчание - еще больше оному предаюсь. Куда это терние не
поверни, все станет оно вверх своими спицами». Стоит появиться в душе
человека доброму чувству, непосредственному душевному движению, как
сейчас же появляется тщеславная оглядка на себя, и вот - драгоценнейшие
движения души исчезают, тают, как снег на солнце. Тают, значит,
умирают; значит - благодаря тщеславию - умирает лучшее, что есть в нас,
значит - мы убиваем себя тщеславием и реальную, простую, добрую жизнь
заменяем призраками.
Усилившееся тщеславие рождает гордость.
Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не
свое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи,
«демонская твердыня». Она - «медная стена» между нами и Богом (Авва
Пимен); она - вражда к Богу, начало всякого греха, она - во всяком
грехе. Ведь всякий грех есть вольная отдача себя своей страсти,
сознательное попрание Божьего закона, дерзость против Бога, хотя
«гордости подверженный как раз имеет крайнюю нужду в Боге, ибо люди
спасти такого не могут» («Лествица»).
Откуда же берется эта страсть? Как она начинается? Чем питается?
Какие степени проходит в своем развитии? По каким признакам можно
узнать ее?
Последнее особенно важно, т.к. гордый обычно не видит своего греха.
Некий разумный старец увещал на духу одного брата, чтобы тот не
гордился; а тот, ослепленный умом своим, отвечал ему: «Прости меня,
отче, во мне нет гордости». Мудрый старец ему ответил: «Да чем же ты,
чадо, мог лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!»
Во всяком случае, если человеку трудно просить прощения, если он
обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все -
несомненно признаки гордости.
В «Слове на язычников» Св. Афанасия Великого есть такое место: «Люди
впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцание
божественному». В этом кратком определении вскрыта самая сущность
гордости: человек, для которого доселе центром и предметом вожделения
был Бог, отвернулся от Него, впал в «само-вожделение», восхотел и возлюбил себя больше Бога, предпочел божественному созерцанию - созерцание самого себя.
В нашей жизни это обращение к «самосозерцанию» и «самовожделению»
сделалось нашей природой и проявляется хотя бы в виде могучего
инстинкта самосохранения, как в телесной, так и в душевной нашей жизни.
Как злокачественная опухоль часто начинается с ушиба или
продолжительного раздражения определенного места, так и болезнь
гордости часто начинается или от внезапного потрясения души (например,
большим горем), или от продолжительного личного самочувствия,
вследствие, например, успеха, удачи, постоянного упражнения своего
таланта.
Часто это - так называемый «темпераментный» человек, увлекающийся,
страстный, талантливый. Это - своего рода извергающийся гейзер, своей
непрерывной активностью мешающий и Богу, и людям подойти к нему. Он
полон, поглощен, упоен собой. Он ничего не видит и не чувствует, кроме
своего горения, таланта, которым наслаждается, от которого получает
полное счастье и удовлетворение. Едва-ли можно сделать что-нибудь с
такими людьми, пока они сами не выдохнутся, пока вулкан не погаснет. В
этом опасность всякой одаренности, всякого таланта. Эти качества должны
быть уравновешены полной, глубокой духовностью.
В случаях обратных, в переживаниях горя - тот же результат: человек
«поглощен» своим горем, окружающий мир тускнеет и меркнет в его глазах;
он ни о чем не может ни думать, ни говорить, кроме как о своем горе; он
живет им, он держится за него, в конце концов, как за единственное, что
у него осталось, как за единственный смысл своей жизни.
Часто эта обращенность на себя развивается у людей тихих, покорных,
молчаливых, у которых с детства подавлялась их личная жизнь, и эта
«подавленная субъективность порождает, как компенсацию, эгоцентрическую
тенденцию» (Юнг, «Психологические типы»), в самых разнообразных
проявлениях: обидчивость, мнительность, кокетство, желание обратить на
себя внимание, наконец, даже в виде прямых психозов характера
навязчивых идей, манией преследования или манией величия.
Итак, сосредоточенность на себя уводит человека от мира и от Бога;
он, так сказать, отщепляется от общего ствола мировоззрения и
обращается в стружку, завитую вокруг пустого места.
Часть 2 - Как проходит эта духовная болезнь
Попробуем наметить главные этапы развития гордости от легкого самодовольства до крайнего душевного омрачения и полной гибели.
Вначале это только занятость собой, почти нормальная, сопровождаемая
хорошим настроением переходящим часто в легкомыслие. Человек доволен
собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами.
Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить; проявляет
особые вкусы, капризен в еде. Охотно дает советы и вмешивается
по-дружески в чужие дела; невольно обнаруживает свой исключительный
интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): «нет, что я вам расскажу», или «нет, я знаю лучше случай», или «у меня обыкновение...», или «я придерживаюсь правила...».
Одновременно, огромная зависимость от чужого одобрения, в
зависимости от которого человек то внезапно расцветает, то вянет и
скисает. Но в общем, в этой стадии настроении остается светлым. Этот
вид эгоцентризма очень свойственен юности, хотя встречается и в зрелом
возрасте.
Счастье человеку, если на этой стадии встретят его серьезные заботы,
особенно о других (женитьба, семья), работа, труд. Или пленит его
религиозный путь и он, привлеченный красотой духовного подвига, увидит
свою нищету и убожество и возжелает благодатной помощи. Если этого не
случится, болезнь развивается дальше.
Является искренняя уверенность в своем превосходстве. Часто это
выражается в неудержимом многословии. Ведь что такое болтливость, как,
с одной стороны, отсутствие скромности, а с другой - услаждение самим
собой. Эгоистическая природа многословия ничуть не уменьшается от того,
что это многословие иногда на серьезную тему; гордый человек может
толковать о смирении и молчании, прославлять пост, дебатировать вопрос:
что выше - добрые дела или молитва.
Уверенность в себе быстро переходит в страсть командования; он
посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою),
распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и
нахален. Свое дело - важно, чужое - пустяки. Он берется за все, во все
вмешивается.
На этой стадии настроение гордого портится. В своей агрессивности
он, естественно, встречает противодействие и отпор; является
раздражительность, упрямство, сварливость; он убежден, что никто его не
понимает, даже его духовник; столкновения с миром обостряются, и гордец
окончательно делает выбор: «я» против людей, (но еще не против Бога).
Душа становится темной и холодной, в ней поселяется надменность,
презрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, различение добра и зла
делается путанным, т.к. оно заменяется различением «моего» и «не
моего». Он выходит из всякого повиновения, не выносим во всяком
обществе; его цель - вести свою линию, посрамить, поразить других; он
жадно ищет известности, хотя бы скандальной, мстя этим миру за
непризнание. Если он монах, то бросает монастырь, где ему все
невыносимо, и ищет собственных путей. Иногда эта сила самоутверждения
направлена на материальное стяжание, карьеру, общественную и
политическую деятельность, иногда, если есть талант - на творчество, и
тут гордец может иметь, благодаря своему напору, некоторые победы. На
этой же почве создаются расколы и ереси.
Наконец, на последней ступеньке, человек разрывает и с Богом. Если
раньше он делал грех из озорства и бунта, то теперь разрешает себе все:
грех его не мучит, он делается его привычкой; если в этой стадии ему
может быть легко, то ему легко с диаволом и на темных путях. Состояние
души мрачное, беспросветное, одиночество полное, но вместе с тем
искреннее убеждение в правоте своего пути и чувство полной
безопасности, в то время, как черные крылья мчат его к гибели.
Собственно говоря, такое состояние мало чем отличается от помешательства.
Гордый в этой стадии пребывает в состоянии полной изоляции.
Посмотреть, как он беседует, спорит: он или вовсе не слышит того, что
ему говорят, или слышит только то, что совпадает с его взглядами; если
же ему говорят что-либо несогласное с его мнениями, он злится, как от
личной обиды, издевается и яростно отрицает. В окружающих он видит
только те свойства, которые он сам им навязал, т.ч. даже в своих
похвалах он остается гордым, в себе замкнутым, непроницаемым для
объективного.
Характерно, что наиболее распространенные формы душевной болезни -
мания величия и мания преследования - прямо вытекают из «повышенного
самоощущения» и совершенно немыслимы для смиренных, простых, забывающих
себя людей. Ведь и психиатры считают, что к душевной болезни (паранойя)
ведут, главным образом, преувеличенное чувство собственной личности,
враждебное отношение к людям, потеря нормальной способности
приспособления, извращенность суждений. Классический параноик никогда
не критикует себя, он всегда прав в своих глазах и остро недоволен
окружающими людьми и условиями своей жизни.
Вот где выясняется глубина определения преп. Иоанна Лествичника: «Гордость есть крайнее души убожество».
Гордый терпит поражение на всех фронтах:
Психологически - тоска, мрак, бесплодие.
Морально - одиночество, иссякание любви, злоба.
Физиологически и патологически - нервная и душевная болезнь.
С богословской точки зрения - смерть души, предваряющая смерть телесную, геена еще при жизни.
В заключение естественно поставить вопрос: как бороться с болезнью,
что противопоставить гибели, угрожающей идущим по этому пути? Ответ
вытекает из сущности вопроса: во-первых - смирение; затем - послушание,
по ступенькам - любимым людям, близким, законам мира, объективной
правде, красоте, всему доброму в нас и вне нас, послушание Закону
Божию, наконец - послушание Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее
таинственным воздействиям. А для этого - то, что стоит в начале
христианского пути: «Кто хочет идти за Мною, пусть отвержется себя».
Отвержется... и отвергается каждый день; пусть каждый день берет
человек свой крест - крест терпения обид, поставления себя на последнее
место, перенесения огорчений и болезней, молчаливого принятия
поношения, полного безоговорочного послушания - немедленного,
добровольного, радостного, бесстрашного, постоянного.
И тогда ему откроется путь в царство покоя и глубочайшего смиренномудрия, которое истребляет все страсти.
Богу нашему, Который гордым противится, а смиренным дает благодать, - слава.
Как распознать в себе гордость?
На вопрос: «Как распознать в себе гордость?» - Иаков, архиепископ Нижегородский, пишет следующее:
«Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать,
когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей
воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить
ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай,
что ты горд и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя
опечаливают и наводят скуку и тягость, т.ч. и мысль о Промысле Божием,
участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд
глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других,
то знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде неблагополучия
других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного
счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко.
Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а
похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны,
восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко».
Что еще можно добавить к этим признакам для распознания в себе
гордости? Разве только то, что если на человека нападает страх, то это
тоже признак гордости. Святой Иоанн Лествичник пишет об этом так:
«Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она
боится слабого звука тварей, и самих теней. Страшливые часто лишаются
ума, и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы
и прочих научить не возноситься».
И еще он же пишет: «Образ крайней гордости состоит в том, что
человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет».